and (levkin) wrote,
and
levkin

""Чистый понедельник", чисто конкретно" - 14

В нижнем этаже в трактире Егорова в Охотном ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной, было парно, как в бане. В верхних комнатах, тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским...

О Егорове чуть позже, потому что сегодня, 23 июня, мне надо было по делам на Полянку, а отчего бы не зайти и не рассмотреть ранее упомянутую обитель. Триджцать градусов, душно, входы во всякие офисы, которыми загружено Замоскворечье, окружены группами сотрудников, вышедшими на улицу перекурить – судя по всему, норматив на запрет курения в офисе стал тут решительно общекорпоративным законом.

Офисов было очень много, они возвышались и пластались со всех сторон, навевая естественное размышление о том, что ж они все такое делают, в этаком-то количестве? Также обнаружился культурно-климатический парадокс. Было жарко, причем Лаврушинский еще и выглядел как часть города Киева. Во-первых, на чугунных столбах фонарей там повесили горшки с цветами, как на Майдане, во-вторых – так же, примерно как на Майдане тупо, были обустроены и цветочные клумбы; в третьих - возле серого писательского дома с торца построили фонтан, по эстетике также весьма украинский, не говоря уже о том, что в двух шагах от фонтана некая старушка торговала уже конкретно украинской продукцией: плетеными тапочками-лаптями, - не знаю, как они называются в оригинале. Что ли, все дело в писательском доме, имея в виду влияние южно-русской литературной школы. Зато возле Минатома групп курящих не было, что воспринималось как-то позитивно.

Тут стал начинаться дождь, потом он сделался ливнем, но Б.Ордынка 34 как раз была рядом, разве что не удалось успеть войти в двор, а пришлось переждать ливень под навесом аптеки Св.Екатерины. Ну, есть там такая аптека. Сразу за углом был и вход во двор, так что когда ливень ослабел, туда удалось зайти. Там над головой какая-то архитектурная связка между корпусами: аптечным и вторым, уже, видимо, обители, в первом этаже которого была свечная лавка, а рядом с лавкой - железная дверь с надписью "Марфо-Мариинская церковь", расписанием служб и подписью: "Начальник обители Н.А.Молибога". Ну реально, вот именно так. Это был не вход в церковь, а канцелярия что ли.

Затем дождь совсем закончился, можно было пройти внутрь двора. Там большое пространство, которое, на первый взгляд, ограничивали двухэтажные особняки. В самой середине, в центре сквера стоит деревянная колоколенка, слева – большой навес: зеленый, с желтой оторочкой. Пластиковый. Такие выставляют на улицах, для всяких уличных кафе и т.п., но тут под навесом сушились выстиранные вещи. Сама церковь там левее, казалось - в глубине двора. Но это была еще только третья часть территории. Церковь реставрируют, кроют медью, медь блестит. Строил ее Щусев, освящена 8 апреля 1912 года - то есть, та же самая. Признаться, это был тот же стиль, который отразился и в могильном памятнике Чехова.

Если пройти дальше, то начинался уже совершенно дикий двор. По-хорошему дикий, я такие заросли видел разве что на дачах дальних станций Рижского взморья, да и то - в конце 60-х. Запах сырой, тяжелой зелени, какого-то дерева, запах жилья откуда-то сбоку. Сад тут когда-то был. Шиповник, уже отцветший. Кажется, это пространство так и продолжалось в глубину чуть ли не до Старомонетного. Справа, если глядеть в его строну, стоят еще какие-то одно-двухэтажные домики, уже вовсе не особняки, а одно из них так и вовсе развалюха. Имеется даже детская площадка с баскетбольным кольцом. То есть просто столб, щит и кольцо. Рядом с песочницей, что ли, и всякими горками. В общем, обитель существовала. До революции она была куда более ухоженной, но, в целом, все примерно так же. В 15-ом она выглядела так: http://photo.rol.ru/showphoto.php?photo=116808&size=big&password=0&sort=1&cat=500 .

Между тем, оказалось, что я входил-то через служебный вход, хотя он был и без всяких ворот с охраной. Официальные ворота были чуть дальше по Большой Ордынке, крупные железные двустворчатые ворота, в одной из створок которых была еще и дверь для людей. Тоже закрытая. Возле двери чего-то ждала женщина. Не знала что ли, что можно обойти? Но она уже явно постучала, и когда я проходил мимо, охранник дверь ей и открыл. В дверь было видно, что за нею - тот самый двор, в котором я только что был.

Чуть дальше за обителью была щель вправо – я, в общем, знал, что выйти на Полянку можно только по Казачьему, а тот был явно дальше. Но мало ли, там все было перестроено, так что могла возникнуть и щель. Нет, не возникла, в глубине возвышалось какое-то очередное типа бизнес-подворье причем дом называется "Легион-1", что на нем и написано. Прохода не было, так что следовало идти дальше, до Казачьего. Вообще, зачем героине вдруг понадобился Грибодоев? Из-за Чавчавадзе, что ли?

На Полянке же все было ровно так же, как и лет восемь назад, тот же ряд уличных палаток со всякой дребеденью, вроде тульских сувенирных пряников, одежды-белья, прочая разносортица. Продавцы только начинали раскутывать товары из целлофана, дождь только что затих насовсем.

Вообще, может время просто остановилось? Это не в связи с этим стабильным, еще додефолтным рядом палаток, музыка – вот в чем дело. Просто городская музыка, которая возникает то из одного ларька, то из под какого-то навеса. Ладно советские стандарты, эти уже можно списать на вечны ценности, без которых народ и дня не проживет, но и зарубежные звуки тоже имели за собой уже крайне длительную историю звучания. Армстронг, например, Луи. Или, еще круче, из ларька возле входа в метро бархатный бас гордо и размеренно пел песню про "Шестнадцать тонн". Может быть, просто остановилось?

Возле дырки в метро, докуривая, какой-то молодой человек рассказывал девушке про могилу Тамерлана. Что ли, потому что 23 июня, накануне опять всех грузили историей про то, что война началась сразу же после того, как археологи его могилу вскрыли. Или просто случайность. А в вагоне соседняя девушка читала книгу, в которой было про Чингисхана.

Ну что же, еще раз: В нижнем этаже в трактире Егорова в Охотном ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной, было парно, как в бане. В верхних комнатах, тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским...

Понятно, что это взято у Гиляровского: "Трактир Егорова когда-то принадлежал Воронину, и на вывеске была изображена ворона, держащая в клюве блин... Трактир Егорова кроме блинов славился рыбными расстегаями. Это - круглый пирог во всю тарелку, с начинкой из рыбного фарша с вязигой, а середина открыта, и в ней, на ломтике осетрины, лежит кусок налимьей печенки. К расстегаю подавался соусник ухи бесплатно.
Ловкий Петр Кирилыч первый придумал "художественно" разрезать такой пирог. В одной руке вилка, в другой ножик; несколько взмахов руки, и в один миг расстегай обращался в десятки тоненьких ломтиков, разбегавшихся от центрального куска печенки к толстым румяным краям пирога, сохранившего свою форму. Пошла эта мода по всей Москве, но мало кто умел так "художественно" резать расстегаи, как Петр Кирилыч, разве только у Тестова - Кузьма да Иван Семеныч. Это были художники!"

Еще Петр Кириллович известен русской культуре тем, что про него было даже выражение: "Опять ты мне Петра Кирилыча заправил!". Вот такая сценка естественно – по Гиляровскому:
"Если гость пьяненький, он получал с него так; выпил, положим, гость три рюмки водки и съел три пирожка. Значит, за три рюмки и три пирожка надо сдать в буфет 60 копеек.
Гость сидит, носом поклевывает:
- Сколько с меня?
- С вас-с... вот, извольте видеть,- загибает пальцы Петр Кирилыч, считая: - По рюмочке три рюмочки, по гривенничку три гривенничка - тридцать, три пирожка по гривенничку - тридцать, три рюмочки тридцать. Папиросок не изволили спрашивать? Два рубля тридцать.
- Сколько?
- Два рубля тридцать!
- Почему такое?
- Да как же-с? Водку кушали, пирожки кушали, папирос, сигар не спрашивали, - и загибает пальцы. - По рюмочке три рюмочки, по гривеннику три гривенника - тридцать, три пирожка - тридцать. По гривеннику три гривенника, по рюмочке три рюмочки, да три пирожка - тридцать. Папиросочек-сигарочек не спрашивали - два рубля тридцать...
Бросит ничего не понявший гость трешницу. Иногда и сдачи не возьмет, ошалелый".

Да, к вечеру Курбатов написал, что Грибоедовский переулок, - это Пыжевский. И ссылку прислал (http://testan.narod.ru/knigi_moskow/pereulok/mosper26_3.html), из которой следует, что Грибоедовским он был до конца XIX в., так что по Грибоедовскому они ездить-то уже не могли. А назван был по фамилии А. Ф. Грибоедова, жившего там в большой усадьбе (нынешние № 3 - 5). Это другой Грибоедов, дядя: путаница. Зато в доме №3 Грибоедовской усадьбы Курчатов начал организовывать атомщиков. Первая точка у них там была. В 1943-ем. Лаборатория №2, видимо. Нет, ну каково: Бунин пишет про Грибоедовско-Пыжевский переулок, его герои там дом ищут, а в этом самом доме курчатовские как раз бомбу чертят.

Мы прошли во вторую комнату, где в углу, перед черной доской иконы богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван... Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком, — я не мог отвести восторженных глаз от ее лица.

"ЧП, ЧК" – 13, "ЧП, ЧК" – 12,"ЧП, ЧК" – 11, "ЧП, ЧК" – 10, "ЧП, ЧК" – 9, "ЧП, ЧК" – 8, "ЧП, ЧК" – 7, "ЧП, ЧК" – 6, "ЧП, ЧК" – 5, "ЧП, ЧК" – 4, "ЧП, ЧК" – 3, "ЧП, ЧК" – 2, "ЧП, ЧК" – 1
Subscribe

  • postnonfiction, новое

    На полях АМП, - Кирилл Кобрин Зиганшин-буги, Зиганшин-рок Сецидианское право, новая модель, - Татьяна Бонч Lagrasse, остановка автобуса, - Андрей…

  • Postnonfiction.org, новое

    Здесь ostatnia niedziela, - Андрей Левкин Они прощаются с землей, - Виктор Iванiв Александр Кондратов, человек авангарда, - Кирилл Кобрин «К.»…

  • postnonfiction.org, новое

    «Москва, 13 июля 2013 года, 17:00», - Дмитрий Данилов «Птица для R.D.Laing’а», - Андрей Левкин «Это просто, как в классе, по учебнику Пёрышкина», -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments